Вторник
21.05.2024
06:51
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 142
Мини-чат
Друзья сайта
Статистика

ДЕРЕВЕНСКИЙ МИР

Блог

Главная » 2012 » Декабрь » 31 » Глина.
22:06
Глина.
Глина.

Найти подходящую глину для лепки и гончарных работ можно практически всюду, было бы желание. К тому же небольшое количество глины всегда можно «исправить» отмучиванием и другими способами. Глина может залегать сразу же под слоем почвы на небольшой глубине. На садовых участках ее можно обнаружить при различных земельных работах. Пласты глины довольно часто выходят на поверхность по берегам рек и озер, в откосах и склонах оврагов. В Нечерноземье есть области, где глина буквально находится под ногами и в сырую погоду на проселочных дорогах превращается в сплошное месиво, вызывая негодование прохожих. Даже из такой собранной на дороге «грязи» можно лепить, а затем обжигать небольшие декоративные изделия. Но, разумеется, этого делать не следует. Даже там, где кругом глинистая почва, нужно вырыть хотя бы неглубокую канаву, чтобы добраться до более чистых и однородных слоев.

Определить пригодность глины для лепки можно довольно простым способом. Из небольшого комка увлажненной глины, взятой для пробы, скатайте между ладонями жгут толщиной примерно с указательный палец. Затем медленно согните его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их совсем мало, то глина вполне пригодна для работы и, по всей вероятности, в ней содержится 10— 15% песка.

Жирной считается глина, содержащая менее 5% песка, в то время как тощая включает в себя до 30% песка. В глину средней жирности входит 15% песка. Таким образом, добавляя в жирную глину песок, можно добиться пригодности глины для изготовления гончарных изделий.

Каждый вид глины на определенной стадии лепки, сушки и обжига меняет свой цвет. Высохшая глина отличается от сырой лишь более светлым тоном, но при обжиге большинство глин резко меняет свой цвет. Исключение составляет лишь белая глина, которая при увлажнении приобретает лишь легкий серый оттенок, а после обжига остается такой же белой. Окраска глины, обычно находящейся во влажном состоянии, чаще всего обманчивая. После обжига она может неожиданно резко измениться: зеленая станет розовой, бурая — красной, а синяя и черная — белой. Под влиянием высокой температуры выгорают органические частицы, которые придавали глине до обжига черную окраску. Кстати, подобные частицы находятся в черноземе, где они также определяют цвет этой почвы. На цвет глины, как в сыром, так и в обожженном состоянии, влияют также находящиеся в ней различные минеральные примеси и соли металлов.

Если, например, в состав глины входят оксиды железа, то после обжига она становится красной, оранжевой либо фиолетовой. По цвету, который приобретает глина после обжига, различают беложгущуюся глину (белый цвет), светложгущуюся (светло-серый, светло-желтый, светло-розовый цвет), темножгущуюся (красный, красно-коричневый, коричневый, коричнево-фиолетовый цвет). Чтобы определить, с какой глиной приходится иметь дело, из небольшого куска слепите пластинку или скатайте шарик, который после тщательной сушки обожгите в печи. Заготовленную глину положите в деревянный ящик и залейте водой так, чтобы отдельные ее комочки слегка выступали над поверхностью. Желательно сразу заготовить как можно больше глины. При изобилии глины расходуется лишь небольшая ее часть, а остальная будет постоянно вылеживаться.

Многовековая практика народных мастеров показала, что чем больше вылеживается глина, тем лучше ее качество. Чем больше глина будет находиться во влажном состоянии, тем лучше. Раньше гончары выдерживали глину на открытом воздухе в так называемом глиннике — специальной яме, стены которой делали из бревен, плах или толстых досок. Глина должна была пролежать в глиннике не менее трех месяцев, но порой она находилась в открытом хранилище по нескольку лет. Весной и летом ее обжигали солнечные лучи, осенью обдували ветры и поливали дожди, зимой она замерзала на морозе и оттаивала при оттепели, тогда в нее проникала талая вода. Но все это шло глине только на пользу, поскольку она разрыхлялась от многочисленных микротрещин, при этом окислялись вредные органические примеси и вымывались растворимые соли.

Отмучивание глины - это её отмачивание, вымачивание в воде. При отмучивании глина не только очищается, но и становится более жирной и пластичной. Поэтому чаще всего отмучивают глину, содержащую много песка, имеющую низкую пластичность. Отмучивать глину нужно в высокой посудине, например в ведре. Одну часть глины залейте тремя частями воды и оставьте на ночь. Утром глину тщательно размешайте мутовкой до получения однородного раствора. Затем дайте раствору продолжительное время отстояться. Как только сверху вода высветлится, осторожно слейте ее с помощью резинового шланга.

Гончарный круг.

Производство глиняной посуды, служившей для приготовления и хранения пищи, существует много веков. Первые глиняные изделия грубы и примитивны. Рассматривая посуду из Волосово-Даниловского могильника, можно заметить, что лепили ее вручную из одного комка глины, середина которого выдавливалась из глиняной колбаски, которую укладывали кругами. Это было 4000 лет назад. Гончарное производство находилось в руках женщин – хозяйка делала посуду только для себя. Работа эта было очень медленная. 

Позднее стали делать посуду с помощью гончарного круга, она получалась тоньше, легче, симметричнее. За день можно было сделать десятки горшков и пустить их на обмен или продажу. Так появилось гончарное ремесло.Ножной гончарный круг появился гораздо позже ручного и постепенно вытеснил его из обихода. С его изобретением у мастера освободились обе руки для формовки сосудов, поскольку круг вращался но-гой. К тому же за счет массивного маховика увеличилась мощность станка и продолжительность вра-щения круга. Это дало возможность изготавливать более сложные по форме тонкостенные сосуды. Причем время их изготовления значительно сократилось. На гончарном круге делали все, что только было можно: дымоходные и водопроводные трубы, светильники и даже скворечники. Но основной продукцией, сходившей с гончарного круга, была все же посуда: печные горшки, котлы, крынки, квашни, сковородки, судки, миски, чашки, масленки, солонки, кувшины, кружки и многое другое. 

  

Для любительских работ удобен гончарный круг, укрепленный на переносной скамье. Примерно в середине обычной скамьи сверлится отверстие и выбирается гнездо, куда вставляется подшипник качения вместе с осью и укрепленным на ней нижним кругом-маховиком. Заостренная внизу ось упирается в упорный подшипник, представляющий собой прямоугольную стальную пластинку с небольшим углублением в середине. Пластина в свою очередь привинчивается шурупами к продольной перекладине, которая крепится к скамье с помощью клиньев. Установив ось с маховиком, сверху привинчивают малый круг. По бокам к скамье прибивают две рейки, которые используются как подножки. Левая нога находится на подножке постоянно, а правая ставится на нее после того, как круг достаточно хорошо раскручен. Верхний малый диск и диск-маховик изготовляют из толстых досок и фанеры. 
Нижний диск делают из двух или трех слоев досок — в зависимости от их толщины. Желательно вместо простых обрезных досок использовать шпунтовые. 
Доски сплачивают и укладывают на верстак или стол между двумя брусками и зажимают клином. С помощью циркуля или полоски из картона проводят окружность. Затем доски временно соединяют на гвоздях или шурупах поперечными рейками, вынимают из зажима и выпиливают круг ножовкой с узким полотном. Готовый круг набивают на следующий ряд, предварительно сплоченных досок. При выпиливании второго слоя досок верхний круг служит ножовке на-правляющим.

Инструменты.

Основным инструментом мастера являются его руки. Начинающему гончару следует иметь стеки для снятия лишнего материала и тщательной проработки деталей. Их изготавливают из плотной, однородной древесины (самшита, бука, груши, березы, яблони, клена, граба и других пород) или оргстекла, винипласта, эбонита. 
Длина стека — от 100 до 250, толщина — от 10 до 30 мм. Рабочие поверхности его должны быть отполированы. Деревянные стеки для влагоустойчивости обрабатывают горячей олифой или любым растительным маслом. 

Кроме того, потребуются еще следующие инструменты: проволочка с ручками на концах для срезания изделия с гончарного круга и других работ; толщиномер и циркуль — для уточнения размеров изделия;
поролоновая губка — для увлажнения поверхности будущего изделия, а также удаления избытка влаги из жидкой глинистой массы внутри узкогорлых керамических сосудов.


Просмотров: 1612 | Добавил: Радамир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: