ЛАПТА - ИЛИ БОРЬБА ЗА ГОРОД
Очерк о Лапте.
Давным давно на диком поле
Границу крепость стерегла
Лишь сотня воинов, не боле
Дружина малая была
Не в стенах сила, а в уменье
Разить врага мечом, стрелой
И не жалев себя в ученье,
Все как один ломились в бой.
И вот однажды ночью мерзкой,
Пришла огромная орда.
Смеялся хан над кучкой дерзкой,
Что не оставит и следа!
Дружина быстро всё решила
Пускай смеётся, черти с ним!
Мечи остры, и кровь не стыла,
Но нам не выстоять одним!
Беги, сынок, ты всех моложе
И самый вёрткий среди нас.
Для нас ведь Русь всего дороже,
И пусть народ сбирает князь!
И вот, к ногам течёт кольчуга.
Туда же бросил меч и шлем.
Махнул воям, и обнял друга
Прощаясь будто на совсем.
Перемахнув через ограду
Летит Орёл сквозь стан врага.
Лишь до реки добраться надо,
А там крутые берега!
Рывок, прыжок, перевернулся,
И от аркана уклонясь,
От сотни стрел он увернулся!
И всё в лицо врагам смеясь!
Мечам и копьям он не дался!
Кричит дружина: "Молодец!"
Сквозь всех врагов смельчак прорвался,
И в реку прыгнул наконец.
Погоня сразу захлебнулась
И дикой злобою звеня,
Над речкой туча стрел взметнулась,
Ему вреда не причиня.
А вот и город! Башни, стены.
Вставай народ! Веди нас князь!
А я назад, не надо смены. Он молвил быстро
поклонясь. И взяв коня, что было духа,
И вот опять звенит над ухом
Стрела из вражеской руки.
Кололи, били и стреляли,
А он как кошка, жив и жив!
Конём поганые топтали
На землю парня повалив!
А он как уж на сковородке
Вертясь средь бешеных копыт
Ломал им ноги, рвал им глотки!
А как? Приём давно забыт...
Родные стены уже близко,
Ещё рывок, туда, к своим!
Он извернулся очень низко,
И был опять неуловим!
Его спасать дружина вышла
Не выдав брата своего:
А ну назад! Вам черти в дышло!
Кричат врагам беря его.
И снова он среди своих...
Живого места нет.
Ведь бился парень за троих,
Но всё ж принёс ответ.
Над лесом взвился княжий стяг!
Выходит полк, другой!
Такая сила не пустяк
Когда начнётся бой!
Вдруг всполошилася орда
Ломая конный строй,
Тут крепость всё ещё тверда,
А там щиты горой...
Поганцы лихо разбежались
И хан упал с лица.
А войны вслед ему смеялись
И восхваляли удальца!
А после подвиг повторяя
Играли дети поутру
И быстро время не теряя,
Себе придумали игру.
Давно забыто парня имя,
Над крепостью земли гора,
И лишь ЛАПТА живёт доныне
Лихая Русская игра! Лапта - старинная игра. Сегодня никто не может точно
сказать, когда она зародилась. По некоторым данным, лапта была известна уже в Х
в. н.э., хотя могла появиться и раньше.
Игры на Руси никогда не были простыми забавами, а являлись одним из средств
подготовки подрастающего поколения к жизни. Дети, стремясь подражать взрослым,
имитировали в своих играх боевые действия, трудовую или семейную деятельность.
С помощью игр развивались качества, необходимые каждодневно.
"Дочки-матери", например, копировали семейную жизнь. Перетягивание
каната заимствовано из трудовой практики моряков, рыбаков, строителей. Лапта же
была игрой, имитирующей боевую оборонительную деятельность. В основе ее -
борьба за город.
В старину в случае нападения врага все население укрывалось за
городскими стенами. Лишь взяв город, можно было завладеть прилегающими к нему
землями. Набеги осуществлялись кочевыми племенами, живущими на окраинах Руси.
Территория их проживания и пространство между городами назывались диким полем,
так как были небезопасными. Связь осуществлялась при помощи гонцов, которым в
одиночку или небольшими группами из двух-трех человек приходилось пробираться
через стан врага и дикое поле. Для этого выбирались наиболее смекалистые,
смелые и выносливые воины, поскольку передвигаться приходилось зачастую без
коня, надеясь только на собственные силы. Но даже и раздобыв коня, скакать на
нем надо было без остановок часами.
Когда гонец выходил из города и пробирался через вражеский лагерь, ему часто
приходилось применять оружие, и только хорошо владеющий им мог вырваться.
Попав в дикое поле, воин должен был остерегаться вражеских стрел и копий
кочевников, с которыми не всегда удавалось избежать встреч. Увидев одного
воина, они вели себя нагло, с дружиной же предпочитали не встречаться. Нередки
были также случаи попадания гонцов в ловушки и капканы для диких зверей.
Наткнувшись в поле на врага, гонец не мог повернуть назад, не выполнив задания.
Учитывая его важность и неравенство сил, гонец старался не вступать в схватку с
врагом, так как гибель десятка или более врагов стоила жизни сотням оставшихся
в городе людей.
Добравшись до своих, гонец какое-то время находился в безопасности, отдыхал или
собирал подмогу. Затем он должен был обязательно вернуться обратно с
подкреплением или с какими-то вестями.
Оставшиеся в городе жители с помощью камней и копий отбивали с городских стен
нападение врага. Он мог осаждать город с разных сторон, и значит, требовалось
постоянное наблюдение за его перемещением.
Если гонцу не удавалось вовремя добраться до своих, враг мог завладеть городом,
хотя и осажденные просто так не сдавались. За город шла упорная борьба.
Все это, бытующее в жизни, нашло отражение в игре. Одна команда занимала
город, другая - поле. Когда игрок выходил из города, противник набрасывал ему
мяч, как бы нападая. Отбивая мяч палкой, игрок тем самым имитировал удар мечом,
данным приемом отрабатывая его точность и силу. Те, кто промахивался или ударял
неудачно, переходили в пригород и ждали удачного удара своих товарищей.
Начав перебежку, надо было, не возвращаясь, достичь линии кона (конечного
пункта), где разрешалось отдохнуть. Игрок оставлял биту в городе и бежал,
стараясь не вступать в единоборство с игроками поля. Условия игры специально
были такими, что избежать встречи с противником почти невозможно. Это
психологически подготавливало юношу к встрече с врагом, заставляло проявлять
смекалку, изворотливость, развивало смелость. Он приобретал навыки, необходимые
при уклонении от ударов и метательного оружия. Перебежки являлись прекрасной
тренировкой дыхательной, сердечно-сосудистой и мышечной систем, развивали
физически. Игрок, возвратившийся в город, зарабатывал своей команде очко.
Игра в поле является также подготовкой к защите. Она имитирует метание копья и
камней с городских стен (обычно в подвижную живую цель, как это происходит в
боевых действиях). Метание выполняется как на точность, так и на дальность,
развивая глазомер и силу броска. Передача мяча друг другу влияет на развитие
чувства взаимопомощи и выручки, учит действовать согласованно.
Игра в поле - это быстрые и точные действия, без лишней суеты, в течение
ограниченного времени. Здесь требуется и постоянное наблюдение за окружающей
обстановкой, так как перебегать могли одновременно с обеих сторон в разных
направлениях несколько человек. Следя за ними во время игры, вырабатывалось
умение контролировать нападавших и в боевых условиях.
В игре, как только выбивают хотя бы одного из перебегающих, начинается борьба
за город, и лишь завладевшие им зарабатывают очки.
Если первоначально игра являлась прямой имитацией действий взрослых, то
в дальнейшем, с появлением других видов оружия и изменением военной тактики,
она уже не отражала полностью действий взрослых, но все же долгое время
использовалась в физическом воспитании детей. Не одно поколение выросло на этой
игре. С большим увлечением в лапту играл известный полководец А.В. Суворов,
создатель "Науки побеждать". Основные принципы воинского искусства -
глазомер, быстрота, натиск и другие - как будто взяты им из лапты.
На протяжении многих веков игра, конечно, изменялась. Ее старались приспособить
к тем или иным условиям, акцентировали внимание на отдельных элементах,
пытались с ее помощью решать разнообразные задачи. Таким образом, появилось
множество различных вариантов игры в лапту, которые существуют и поныне. В том
числе и американский бейсбол, который является нашей лаптой, приспособленной к
местным условиям. Её через Дальний восток и Аляску принесли в Калифорнию (США)
наши переселенцы.
Не перестаешь удивляться мудрости наших предков, придумавших игру, прекрасно
развивающую необходимые бойцу качества в форме, органичной для детского
организма. Это, к сожалению, не достигается школьной легкой атлетикой, хотя в
ней и используются те же упражнения.
Между тем игра в лапту - отличная форма подготовки старшеклассников к службе в вооруженных
силах.
Однако и в самих вооруженных силах занятиям лаптой и вообще спортивным играм
отводится не так уж много времени и внимания. Физическая подготовка традиционно
сводится к кроссовому бегу, рукопашному бою и развитию силы. Даже там, где занятия
ежедневны, схема все же остается прежней. И это понятно, так как все
проверяющие физическую подготовку обращают внимание прежде всего на эти виды.
Между тем, как утверждают сами военные, в большинстве зарубежных стран основная
часть физической подготовки солдат построена именно на играх. По свидетельству
офицеров пограничных войск, на заставах, где регулярно играют в спортивные
игры, значительно улучшается общая физическая подготовка, у бойцов развивается
ловкость, которая особенно нужна для овладения приемами рукопашного боя.
К тому же игры - отличное средство профилактики кризисных психологических
состояний. Они помогают переключить нервную систему с одного вида деятельности
на другой, позволяют разнообразить тренировки, значительно повышают интерес к
занятиям. Важную функцию выполняют игры и в психологической разгрузке воинов,
особенно срочной службы.
Безусловно, очень важно подбирать игры, которые соответствуют боевым
условиям и помогают вырабатывать нужные бойцу качества. В отличие от других игр
(футбол, волейбол, баскетбол и т.п.), в которых проигрыш игрового эпизода ничем
не грозит самому спортсмену, в лапте перебегающий наказывается за неудачные
действия, что максимально приближает эту игру к единоборствам. В перебегающего
площадку довольно сильно бросают мячом, поэтому в лапте практически каждый
игрок подвергается опасности. Это заставляет его психологически быть готовым к
встрече с противником и вырабатывать необходимые для экстремальных условий
навыки. По сути, лапта - это борьба команд, в которой команда, вооруженная
мячом, при умелом обращении с ним способна довольно сильно наказывать своего
противника. Это также единоборство метальщика и перебегающего, в котором
последний не имеет права ответить до тех пор, пока его не заденут.
Активные действия в лапте периодически сменяются менее активными или
пассивными, что тоже аналогично единоборствам.
Лапта развивает и совершенствует многие навыки, необходимые для
рукопашного боя: имитацию ударов, метание на дальность и в цель, падения,
глазомер, умение уворачиваться и действовать быстро, точно в условиях
ограниченного времени, ориентироваться в пространстве при перемещениях,
распределять силы и др.
Во время начального удара имитируется и отрабатывается точность ударов -
палкой, милицейской дубинкой, малой лопаткой, автоматом. При выполнении ударов
сверху развивается сила метающих мышц, что сказывается затем и на результатах в
метании гранат.
В игре метание выполняется в подвижную цель, что также имеет прямое отношение к
рукопашному бою. Научившийся точно метать мяч значительно быстрее осваивает
метание других предметов: ножа, гранаты, лопатки и т. п.
Однако в рукопашном бое важно не только умение поражать соперника, но и быть
самому неуязвимым. С этой целью в тренировки рукопашников частенько включают
метание в партнера, который старается увернуться от мяча. Именно это упражнение
присутствует в лапте, причем в различных вариантах: на месте и в движении,
лицом, боком или спиной к бросающему. Раздел увертываний довольно разнообразен
и может основываться на технике избранного стиля борьбы. Включает он и падения,
для совершенствования которых в игре имеются большие возможности. Лапта -
единственная спортивная игра, в которой необходимо увертываться от мяча, во
всех же других его перехватывают. Отсюда и необычность, сложность этого приема
для современного человека.
Одно из ценнейших качеств, которое приобретается в игре, - умение видеть все,
что происходит вокруг, и молниеносно принимать решения в зависимости от быстро
меняющейся ситуации. Этого не позволяет делать кросс, в котором боец вольно или
невольно забывает о том, что делается вокруг, так как цель кросса - быстрее
добежать. Но в боевых условиях ситуация постоянно меняется, и боец должен за
ней все время следить. Поэтому чрезмерное увлечение в физической подготовке
кроссами приводит к тому, что, попав в сложную ситуацию, боец будет действовать
так же прямолинейно, как в кроссе.
Лапта - это, по сути, повторный метод тренировки в кроссе, но выполняемый в
игровой форме. И именно в этом ее громадное преимущество. Здесь не надо
думать о том, чем заполнить перерывы между пробежками. Бег в лапте выполняется
на значительном эмоциональном подъеме, при котором играющие меньше утомляются и
выполняют значительно большую работу по сравнению с обычным бегом кругами. Бег
в лапте таков же, как передвижение бойца по пересеченной местности - редко
бывает по прямой и требует постоянного наблюдения за окружающей обстановкой.
Практика распространения предлагаемого варианта лапты в войсках показала, что
относительная простота правил и приемов игры делает ее доступной для всех уже
после первого ознакомления. Игра вызывает живой интерес как у солдат, так и у
офицеров. Подавляющее большинство солдат, ознакомленных с лаптой, готовы даже
жертвовать личным временем для участия в игре. Подобное почти не наблюдается,
когда дело касается кроссов.
Кроме того, возможность играть в лапту и в зале, и на улице позволяет
применять ее во всех подразделениях и в самых различных регионах нашей страны.
Таким образом, эта игра - ценнейшее средство подготовки воинов, как ныне
служащих, так и будущих. Она может быть рекомендована для широкого
распространения в школах и воинских подразделениях. С помощью игры в лапту,
делая практически то же самое, что и на занятиях легкой атлетикой, можно достичь
гораздо больших результатов и при этом значительно повысить интерес к
физкультуре в школе.
Однако, справедливости ради, следует отметить, что когда выше говорилось
о современных условиях, то речь шла о ВАРИАНТЕ ЛАПТЫ, КОТОРЫЙ КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ
ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ВСЕХ НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ. Таких как, Русской лапты, мини-лапты, и
других, созданных на основе правил разработанных обществом «Урожай» в 1957
году, а также правил предложенных «Федерацией бейсбола, софтбола и русской
лапты» в начале 90-х годов. Различия между ними настолько же сильны, как между
борьбой классической и борьбой самбо.
|